Селлеры на маркетплейсах, таких как Wildberries, часто сталкиваются с различными проблемами. Одной из самых острых является потеря поставки. Как действовать, если ваш товар потерян или попал в обезличку? В этом руководстве мы подробно разберем ситуации, когда товар может быть утрачен, а также дадим пошаговые рекомендации по решению проблем.
Когда Wildberries может потерять товар?
Потеря товара может произойти по различным причинам:
- Неправильная обработка товара во время приемки. Это самая распространенная проблема, когда товар не полностью или неправильно сканируется на складе.
- Неправильная обработка товара во время складского хранения. Товар, который уже принят, может просто исчезать из остатков, если складские работники не могут его найти.
- Потеря товара в логистической цепочке. Например, товар может зависнуть в пути, не достигнув ни клиента, ни склада.
Как понять, что товар потерян?
Выявление потери товара можно осуществить следующими способами:
- Следите за своими поставками. Если акт приемки не появляется через 10 дней после отгрузки, велика вероятность потери товара.
В случае потери товаров действовать нужно аналогично: в течение 7 дней со дня опубликования акта приемки товаров на портале селлер имеет право заявить мотивированные возражения на акт приемки, также разместив их на портале. При их отсутствии акт приемки товаров признается согласованным с Продавцом. - Проводите аудит своих товаров. Сверяйте количество отгруженных, проданных, возвращенных товаров и оценивайте расхождения
Готовые образцы возражений на все штрафы можете забрать бесплатно у нас в боте «Законы маркетплейсов»
Что делать, если вы заметили потерю товара?
Если вы всё-таки выяснили, что товар пропал, следуйте этим шагам:
- Обратитесь в поддержку Wildberries. Направьте обращение, указав всю необходимую информацию: количество отгруженного товара, наименования и артикулы.
- Составьте досудебную претензию. Если поддержка не реагирует, подготовьте досудебную претензию и, при необходимости, обратитесь в суд.
Что делать при попадании товара в обезличку?
Если ваш товар попал в обезличку, нужно получить его обратно. В этом случае важно:
- Заснять весь процесс получения товара на видео, фиксируя все детали, включая QR-коды и маркировки.
- Заключить видеосъемку изначально на входе в пункт выдачи.
Судебная практика по потерям на Wildberries
Вопрос о компенсации потерянных товаров часто возникает у селлеров. Ранее Wildberries не имели четкой оферты по этому поводу, однако теперь существуют правила компенсации, установленные офертой.
- По правилам оферты, Wildberries обязуется возместить продавцу реальный ущерб. Упущенная выгода возмещению не подлежит;
- Если товар был приобретен Продавцом, то возмещается стоимость его приобретения, подтвержденная документально;
- Если товар был произведен Продавцом, то возмещается себестоимость его производства, подтвержденная документально;
- Если нет данных о себестоимости, то стоимость товара определяется как потенциальная цена, уменьшенная на размер комиссии Wildberries.
- Потенциальная цена рассчитывается как среднее значение розничных цен этого товара. Если рассчитанная средняя цена превышает максимальную розничную цену на аналогичный товар, предлагаемый всеми продавцами на сайте, то потенциальная цена приравнивается к этой максимальной цене
Однако, по закону (ст.988 Гражданский кодекс РФ) Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.
Тем не менее, практика по обращениям в суд показывает, что нужны весомые доказательства: документы о закупочной цене, сведениях о возвратах и пр.
По спорам о взыскании убытков, связанных с утратой товара, переданного на реализацию, необходимо учитывать, что реальный ущерб истца формируется из стоимости приобретения товара и расходов, понесенных для последующей реализации товара. Упущенная выгода при утрате товара — это размер ожидаемых платежей при его реализации за вычетом себестоимости.
В этой связи, размер реального ущерба определяется благодаря:
- количеству и стоимости единицы утраченного товара;
- расходам, связанным с реализацией товара, например, расходы на отгрузку, хранение и т.п.
Размер предполагаемой упущенной выгоды можно установить с помощью:
- текущей рыночной цены реализации товара;
- себестоимости товара, т.е. тех издержек, что возникли при производстве и продаже товара.
Реальные судебные кейсы нашей компании:
В деле №А41-62514/2024 мы взыскали компенсацию в размере 944 967,83 руб. за товар, сгоревший на складе Шушары. Суд указал, что Wildberries не представил доказательства выполнения обязательств по сохранности товара, соответсвенно пункт Оферты об ограничении ответственности не применяется
В деле №А41-39149/2024 мы взыскали компенсацию за товар, сгоревший на складе Шушары в размере 12 379 260,60 руб.
В деле №А40-201073/2024 взыскана компенсацию в размере 375 502,63 руб. за товар, сгоревший на складах Озон
Проблемы с потерей товара на Wildberries не редкость, и важно знать, как действовать в таких ситуациях. Регулярный аудит остатков, внимательное отслеживание поставок и качественное взаимодействие со службой поддержки могут существенно повысить шансы на успешное разрешение проблем.
Если у вас остались вопросы или вы столкнулись с трудностями по данной теме, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Наши юристы готовы оказать поддержку на всех этапах.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи о юридических аспектах ведения бизнеса на маркетплейсах!