Сейчас маркетплейс активно развивается — на нем уже работают более 800 тысяч селлеров, и их список продолжает расти. Конкуренция на площадке крайне высока, потому некоторые продавцы, в том числе монополисты ниши, могут использовать недобросовестные способы для вытеснения других игроков. Какие именно, и когда за помощью стоит обратиться к юристу — рассказали эксперты юридической компании SKEYLO, специализирующейся на помощи селлерам Wildberries.
Набор инструментов для недобросовестной конкуренции широк, и часть из них дает на деле сама площадка.
Выкуп товаров под ноль
Наиболее распространенный прием ё– заказ товара конкурента «под ноль», чтобы на складе не было остатков, в максимально отдаленный пункт выдачи. Например, из Москвы во Владивосток. В результате таких действий пострадавший селлер на время остается без товара, его продажи падают, а расходы увеличиваются — ведь требуется покупка новой партии. Вдобавок карточки товаров без остатка на складе снижаются в ранжировании, уступая место конкурентам.
Негативные отзывы
Еще один популярный нечистоплотный метод — конкурент выкупает товар и массово пишет о нем негативные отзывы. Противодействовать первому варианту пока непросто, во втором же восстановить справедливость может помочь юрист. Но нужно запастись терпением.
К примеру, в нашей практике был кейс, когда недобросовестный конкурент выкупал товары клиента, оставлял о них негативные отзывы, а сам клиент при этом получал штрафы за самовыкуп. Ситуация была непростой, так как отличить выкупы конкурентов от самовыкупа сложно. Но в результате 3,5 месяцев упорной работы мы собрали доказательства, добились возврата штрафа за самовыкуп в размере 144 тысяч рублей и прекратили действия конкурентов
Патентный троллинг
Некоторые селлеры не чураются использовать и юридические методы для вытеснения конкурентов. Самый популярный — это так называемый патентный троллинг.
«Допустим, селлер регистрирует право на товарный знак товаров, которые продают конкуренты, а затем обращается в раздел «Обращения правообладателей» на Вайлдберриз с просьбой убрать всех нарушителей с площадки. Карточки могут заблокировать. В результате у ставших жертвами подобного хода продавцов уходит много времени и сил на то, чтобы оспорить товарный знак в ФАС. Блокировка карточки может занять полтора месяца, а оспаривание товарного знака — полгода», — сообщили специалисты юридической компании SKEYLO.
Селлеру необходимо точно понимать, кому в России принадлежит товарный знак закупаемого товара. Если же бренд собственный — товарный знак нужно регистрировать на себя до начала продаж, особенно в высококонкурентной нише — так риск столкнуться с патентными троллями снижается.
Запрос документации
Следующий метод сочетает возможности площадки и юридические аспекты: Wildberries не проверяет наличие у селлера обязательной сертификации, деклараций и других документов на товар. Однако обязывает продавцов предоставить их в течение трех дней с момента получения соответствующего запроса от потребителя.
Не все продавцы работают с юристами и имеют корректно оформленные документы, чем и пользуются конкуренты: они делают подобные запросы под видом потребителей на площадке, и одновременно направляют жалобу в Роспотребнадзор.
«Яркий пример: наш клиент продавал профилактические компрессионные чулки, но в описании товара не было ясно указано, что данный товар не предназначен для использования во время операций. На что и сделали упор нечистоплотные конкуренты: под видом потребителя они написали в Роспотребнадзор жалобу о том, что были введены в заблуждение и приобрели товар именно для операции. В итоге ведомство инициировало проверку. По ее итогам претензии будут сняты, но клиент вынужден был потратить время и деньги. Поэтому к составлению карточек нужно относиться очень внимательно»
Лучше аудит всех карточек товара на предмет соблюдения закона о защите прав потребителей. В том числе в описаниях и инфографике. Информация должна быть максимально полной и достоверной — это убережет от проблем и с конкурентами, и с потребителями.
ФАС собирается взять недобросовестных конкурентов на маркетплейсе под свой контроль.
В конце прошлого месяца было анонсировано, что ФАС наконец возьмет под контроль деятельность недобросовестных продавцов.
Методика по профилактике и пресечению виновных действий должна быть разобрана службой при участии бизнеса в ближайшее время.
Но пока ничего выработано не было.
На текущий момент отсутствует единый механизм по борьбе с недоброжелателями как в правовом поле, так и в правилах Wildberries, однако в августе портал запустил в работу новый сервис для мониторинга и предотвращения фейковых заказов, который по утверждению маркетплейса уже продемонстрировал значительные результаты.
Предполагаем, что шанс установить злоумышленника есть:
Для этого в адрес ВБ нужно направить адвокатский запрос сведений о заказчике товаров.
Если аккаунт принадлежит хозяйствующему субъекту, который ведет деятельность в схожей нише, то необходимо сформировать жалобу в ФАС.
Важно отметить, что чаще всего черные методы конкуренции осуществляются через подставных лиц и, к сожалению, установить их связь с конкурентом крайне сложно.
Расскажите в комментариях историю вашей борьбы с недобросовестными конкурентами?