Вместе с ростом электронной коммерции закономерно увеличиваются и риски нарушений в сфере интеллектуальной собственности.
Маретплейсы следят за нарушением интеллектуальных прав на площадке и, в частности, разрабатывают свои механизмы защиты, могут применять штрафные санкции и блокировать продавцов, которые неоднократно нарушают права, что напрямую ведет к финансовым убыткам таких продавцов, сказывается на репутации.
Поэтому если продавец получает претензию о нарушении прав (например, о незаконном использовании товарного знака или контента), важно понимать, что это не формальность, а первая ступень возможного юридического конфликта. И возникнет ли этот конфликт, зависит от того, насколько быстро и грамотно продавец отреагирует на претензию.
Почему важно быстро отвечать на претензии маркетплейса: что грозит вашей карточке
Маркетплейс не выступает в качестве судьи в споре, это нужно понимать, площадка лишь следит за соблюдением общих правил и условий использования своей платформы и следует этим правилам. Как таковой оценка нарушения она не занимается, это делает суд.
Но продавец в любом случае оказывается в ситуации, когда ему нужно защищать свои интересы и права, доказывать свою добросовестность, особенно если претензии необоснованны, чтобы сохранить свои карточки, на которые подана жалоба.
На ответ дается всего 10 дней, такие сжатые сроки усложняют ситуацию, особенно если у продавца нет опыта и алгоритма действий.
Если не предоставить ответ в течение 10 дней, система автоматически заблокирует артикулы, на которые поступила жалоба.
В результате блокировки карточки товара продавец рискует столкнуться с серьезными проблемами:
- приостановкой продаж всех артикулов, на которые пришла жалоба;
- блокировкой артикулов, а при систематических нарушениях — и к полной блокировке личного кабинета, что фактически остановит все продажи;
- наложением штрафов со стороны маркетплейса;
- необходимостью возврата товара, что увеличивает логистические издержки.
Именно поэтому важно не игнорировать такие уведомления — только своевременный и грамотно составленный ответ может сохранить карточку и избежать приостановки продаж.
Даже если претензия кажется необоснованной (нет доказательств нарушения, нарушение отсутствует или если заявитель не подтвердил свои права) необходимо направить аргументированный ответ, чтобы юристы маркетплейса могли учесть ваши возражения при принятии решения.
Проверка обоснованности претензии: ключевые моменты
При получении претензии необходимо действовать обдуманно и избегать поспешных действий.
Важно понимать, что нарушением считается не только продажа поддельных или контрафактных товаров, но и любое использование чужих фотографий, инфографики, товарных знаков или изображений в карточке товара. Даже если вы просто упомянули чужой бренд в тексте или использовали фрагмент чужого изображения — это может стать поводом для претензии со стороны правообладателя.
В первую очередь стоит тщательно оценить претензию и установить обоснованность предъявленных требований, чтобы определить, как дальше действовать.
Понять обоснованность жалобы помогут следующие вопросы:
- Подтвердил ли правообладатель свои права на объект интеллектуальной деятельность? Использовались ли вами чужие объекты в карточках товара, на которые жалуются, или в товаре?
- Если претензия подписана представителем, приложена ли доверенность и верно ли оформлен документ?
- Как и в чем выражается нарушение?
Если очевидно, что претензия направлена в ваш адрес необоснованно, необходимо предоставить развернутый ответ на обращение и почему считаете, что жалоба правообладателя не должна быть удовлетворена. В ответе, в частности, важно указать на любые несоответствия в претензии правообладателя реальным обстоятельствам дела, документы, в подтверждение своих прав на объект (если таковые имеются) и также по возможности приложить к ответу все имеющиеся документы, подтверждающие, что товар оригинальный (если претензия касается контрафакта).
Важно также оценить претензию и приложения к ней с юридической точки зрения, учитывая все возможные нюансы, судебную практику по данным видам спора.
В любом случае в ответе следует аргументировано изложить свою позицию, опираясь на нормы действующего законодательства, обосновать отсутствие нарушения либо отсутствие прав у правообладателя, указать на иные обстоятельства дела, например, которые говорят у недобросовестности действий подателя претензии.
Попытка договориться до суда: как снизить риски и сумму компенсации
Если после анализа всех документов понятно, что правообладатель располагает весомыми аргументами, стоит рассмотреть возможность досудебного урегулирования спора. Такой подход поможет вам избежать возможного судебного процесса в будущем и лишних издержек.
Здесь важно грамотно обосновать досудебное предложение, оперировать судебной практикой, указать на небольшие объемы продаж, если таковые были (и иметь возможность подтвердить), на отсутствие умысла, финансовое положение и добровольное устранение нарушения.
Вывод: у продавца должна быть правовая стратегия
С ростом онлайн-торговли маркетплейсы всё больше заинтересованы в том, чтобы площадка оставалась безопасной для покупателей, привлекательной для добросовестных продавцов, и в том числе защищала интересы правообладателей. Поэтому получение претензии от правообладателя — это не просто уведомление, а первый шаг к возможному конфликту, который может закончиться блокировкой карточек, судебным разбирательством и крупными убытками.
Чтобы избежать таких последствий, важно заранее выстроить стратегию защиты и соблюдать простые, но важные правила:
- регулярно проверять карточки товаров на наличие нарушений прав третьих лиц;
- хранить все документы, подтверждающие легальность товара;
- регулярно отслеживать обращения в личном кабинете;
- давать своевременные и юридически обоснованные ответы.
Сегодня маркетплейсы действуют все же в интересах правообладателей — и это подтверждает, в том числе, автоматическая блокировка карточек через 10 дней при отсутствии ответа, даже если сама претензия не была обоснованной. Именно поэтому игнорировать обращения и правила площадки опасно. Это может обернуться не только потерей продаж, но и серьёзными репутационными и юридическими последствиями для вашего онлайн-бизнеса.